1 2 3
Звукосниматель предназначен для преобразования колебания струн в электрический ток. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и затем усилен для воспроизведения через динамики. Используется в электрогитарах, бас-гитарах и полуакустических гитарах, а также в электро - и полуакустических скрипках.
Преобразование колебания струн в электрический сигнал происходит следующим образом: струна колеблется в поле, создаваемом постоянным магнитом (магнитами) датчика. Внутри катушки проволоки, намотанной вокруг этих магнитов, возникает электрический ток, который через провода подается в усилитель. Зачастую покупкой более дорогих датчиков можно улучшить звучание бюджетных инструментов, придать новую окраску дорогой гитаре.
Гитарные звукосниматели подразделяются на два основных вида: пьезоэлектрические и электромагнитные звукосниматели.
Пьезоэлектрические звукосниматели
В звукоснимателях этого типа применяется пьезоэлектри - ческий эффект - при изменении размеров (сжатии или растяжении) вещества, обладающего пьезоэлектри - ческими свойствами, возникает его поляризация, и в цепи появляется ток. Такие датчики можно использовать не только с механическими, но и с нейлоновыми струнами. Они в основном применяются в акустических инструментах: акустической гитаре и других струнных щипковых, а также в струнных смычковых. Обычно эти звукосниматели устанавливают либо под нижний порожек (в этом месте происходит передача колебаний от струн деке, поэтому здесь они наиболее сильные), либо внутри подставки, либо крепят к самой деке.
Самый распространенный пьезоэлектрический звукосни - матель имеет вид тонкого брусочка из твердого материала с расположенными на нем несколькими пьезоэлементами (их количество равно количеству струн), либо с одной цельной полоской, изготовленной из вещества с пьезоэлектри - ческими свойствами. Этот брусочек как раз и устанав - ливается под нижний порожек.
Второй вид звукоснимателя представляет собой тонкий диск с наклеенным на нем пьезоэлементом. Этот диск крепится к деке, которая колеблется под воздействием струн. При колебаниях деки происходит изгиб материала, из которого она изготовлена, вместе с ним изгибается и пьезоэлемент, что приводит к его деформации, которая и служит причиной возникновения поляризации.
Электромагнитные звукосниматели
Сингл (single coil)
Представляет собой гитарный звукосниматель, в котором используется одна катушка. Магнитов, создающих магнитное поле, может быть как один, так и несколько. Синглы отличаются слабым сигналом.
Другим недостатком сингла является то, что катушка очень хорошо улавливает электромагнитное излучение, то есть чувствительна к различного рода наводкам (и сетевые 50 Гц, и неприятные шумы от флюорисцентных ламп, и т.д.). Несмотря на эти минусы, звучание такого датчика стало почти легендарным из-за того, что он первым появился на свет. И теперь многие производители выпускают звукосниматели с "сингловым" звучанием.
Хамбакер (humbucker)
Для борьбы с недостатками синглов в 1955 году инженер компании Gibson Сет Ловер (Seth Lover) изобрел новый тип звукоснимателя - "хамбакер" (humbucker). Слово "humbucking" означает "подавление фона (от сети) переменного тока". Новые звукосниматели должны были выполнять именно эту функцию, но впоследствии слово "хамбакер" стало более широким термином, обозначающим определенный тип звукоснимателя.
В хамбакере используются две катушки, а также или два магнита (и больше), или один магнит с полюсными наконечниками. Хамбакеры бывают разных видов:
|
|
хамбакер типа side-by-side single coil, несмотря на название, содержит две катушки, просто эти катушки гораздо меньше, чем используемые в синглах, и ширина такого хамбакера равна ширине обычного сингла; |
|
|
Стандартный хамбакер, в котором катушки (нормального размера) также расположены рядом (side by side), но ширина звукоснимателей этого типа составляет уже примерно две ширины сингла; |
|
|
Разделенный (split) хамбакер состоит из двух катушек, каждая из которых снимает сигнал с трех (или двух в бас-гитаре) струн (нижних или верхних). Эти катушки могут быть расположены как в одном корпусе, так и в двух независимых (на фото справа). Обычно разделенные датчики располагаются на разном расстоянии от нижнего порожка гитары; |
|
|
Двухъярусный (stacked) хамбакер (размером с сингл), в котором катушки расположены одна под другой. |
Об активных звукоснимателях
В активных звукоснимателях в отличии от пассивных в корпусе самого звучка имеется встроенных предусилитель звука, который позволяет улавливать большой диапазон частот и преобразовывать его в сигнал. Не смотря на то, что этот предусилитель выполнен в виде микросхемы, звук через активный звукосниматель передается аналоговый, а не цифровой, как думают некоторые. Микросхема сделана для экономии места и увеличения выходного напряжения.
Для поддержания встроенного усилителя в корпус звукоснимателя вставляется батарейка. Но это не значит, что ее нужно менять также часто как и в фонарике. Как показывает практика, лучше использовать алкалиновые батарейки, которые безопасны в отличии от обычных солевых (не хватало, чтоб там еще что-нибудь закаратило) и держатся довольно долго. Если играть по три-четыре часа в день без перерыва, то ее хватит на два-три года – это точно. Активные звукосниматели запаяны и герметичны снаружи, и не пропускают воздуха и влаги внутрь. Поэтому будьте осторожны и не пытайтесь открыть звукосниматель – тогда он скорее всего выйдет из строя. Лучше всего не допускать механических повреждений.
По типу активные звукосниматели бывают в корпусе как сингла, так и хамбакера. Хамбакеры соответственно дают более мощный и глубокий звук, а сингл более чистый и прозрачный. Есть мнения, что активные звучки звучат глуше пассивных и четкость сигнала у них меньше. Я считаю, что это не так, и мнения этих людей просто более консервативны в отношении классических звукоснима - телей.
Вообще на активных звукоснимателях нужно поиграть каждому более менее опытному гитаристу, чтобы понять что они из себя представляют. Самая продвинутая фирма в этом отношении – EMG. Они выпускают четыре или пять моделей активных звукоснимателей, но зато они отличного качества, и EMG является признанным лидером в изготовлении таких звукоснимателей. Также можно попробовать и звукосниматели от DiMarzio. DiMarzio предлагает широкий ассортимент, и можно выбрать звукосниматель по вкусу лубому гитаристу.
Принцип действия хамбакера состоит в следующем. Катушки намотаны встречно, поэтому токи в них текут в противоположном направлении друг относительно друга. Но так как и полярность магнитов специально перевернута, то в итоге эти токи протекают в одном направлении. А вот помехи, наводимые в обмотках внешними электромагнитными полями, не зависят от направленности магнитного поля. На них влияет только направление намотки катушек, и поэтому они находятся в противофазе и при сложении сигнала взаимоуничтожаются, в то время как полезный сигнал (получаемый под воздействием вибрации струн), наоборот, усиливается.
В настоящее время выпускается большое количество хамбакеров с четырехпроводным кабелем для того, чтобы можно было самостоятельно осуществить распайку электрической схемы соединения катушек. Дело в том, что от этого сильно зависит звучание гитары. Пробуя тот или иной способ распайки, музыкант подбирает нужный ему звук.
Обычно на гитару ставится несколько (от одного до трех) звукоснимателей, их сочетания довольно разнообразны. С помощью специального переключателя можно выбирать те датчики, которые работают в данный момент.В зависимости от месторасположения звукоснимателя он может называться neck (у грифа), middle (посередине) или bridge (у нижнего порожка или подставки). Производители рекомендуют некоторые свои модели использовать в той или иной позиции. Иногда же один и тот же звукосниматель выпускается в двух вариантах и носит соответствующее название - Neck или Bridge.
Использован материал:
(ст. - Звукосниматели, Автор - Людмила Муравьева)
1 2 3
|